Демпинг на рынке охранных услуг
Демперы – своеобразная чума рынка
Когда-то понятие «демпинга» в нашем обиходе встречалось крайне редко. Однако ситуация, которая сложилась сегодня на рынке охранных услуг, говорит об обратном. Подводный мир ценовых войн в виде демпинга бороздит просторы рыночного пространства с неприкрытым уклонением от выполнения Закона.
Разгулявшийся в сегодняшнем обществе демпинг – прямое и осознанно спланированное убийство рынка, он, подобно вирусу, поражает всю систему, вовлекая в ценовую войну охранные предприятия независимо от их местоположения и времени существования на рынке охранных услуг.
Продажа услуг охраны по искусственно заниженным ценам (существенно ниже себестоимости) ведет напрямую к полной потере как качества услуг, так и социальной ответственности охранного бизнеса перед своими сотрудниками, клиентами, государством.
Далеко за примерами такого заражения ходить не надо. В 2011 году на сайте государственных закупок (www.zakupki.gov.ru) было объявлено более чем 70 тендеров по закупке услуг охраны для государственных предприятий в Екатеринбурге. Более половины «ПОБЕДИТЕЛЕЙ» торгов поставили цену меньше 60,00 руб. за час охраны с НДС (что ниже даже себестоимости).
Коммерческие предложения с ценой ниже себестоимости, но выше, чем у горе-«ПОБЕДИТЕЛЯ», поступили от разных предприятий более чем в 50-ти случаях. Как видим, ситуация повторяется сплошь и рядом, приобретая оттенок закономерности, что рано или поздно легко может погубить рынок охранных услуг. Позиция заказчиков при проведении торгов, за редким исключением, почти неизменна - у них один критерий оценки, и это ЦЕНА.
Демпинг поглотил не только сектор государственных закупок - под руку попали и другие сегменты рынка охранных услуг. Мониторинг официальных сайтов охранных компаний в очередной раз говорит о фактах правонарушения - значительная часть предприятий предлагают цену в размере менее 80-ти рублей за час услуг охраны, без НДС. Такая открытая информация говорит об одном – безнаказанность породила бесстрашие.
Каким образом удается охранным компаниям побеждать в борьбе с подобной ценовой политикой?
Вывод напрашивается сам собой - предприятие или не платит зарплату, или уклоняется от уплаты налогов и сборов, то есть является нарушителем действующего законодательства.
Более того, в приведенных расчетах не учтены обязательные расходы, без которых невозможно обеспечить качественную охрану. Сюда относится форма охранников, спецсредства, заработная плата административно-управленческого персонала, услуги на связь, банковские услуги, амортизация, транспортные расходы, а также (что немаловажно) расходы на обучение персонала, а главное – рентабельность.
Кроме того, известно, что средняя заработная плата, которая зафиксирована в Екатеринбурге, превышает сумму в 27 тысяч рублей. Заработная же плата охранников колеблется в пределах от 10 до 20 тысяч рублей в месяц в зависимости от квалификации.
Таким образом, конкурентная цена за один час «настоящей» охраны не может быть ниже 80 рублей. Это ее минимальный предел - показатель ниже сигнализирует о полном беспорядке в сфере предлагаемых услуг.
Торги – это гонка, а в последнее время - всегда без правил. В сущности, процесс самой закупки в точности противоположен процессу осуществления продаж. Основное задание службы закупок любой компании и тем более государства - организация закупок товара по минимально возможной стоимости и одновременном соблюдении всех установленных норм и условий. И если вопрос с ценой – очевиден, то последний факт остается под большим сомнением. Судя по предложениям участников тендеров, стремление выиграть любой ценой, в самом прямом значении, приводит уже к столь популярному понятию «демпинг».
Проведение торгов в рамках оценки исключительно стоимости услуг, приводит к потере контроля над ценовой политикой исполнителя, создавая, таким образом, условия для победы нарушителям законодательства.
Предпринимательская деятельность – это всегда риск. Однако применение демпинга усугубляет ситуацию. Это прямая дорога к некачественному предоставлению услуг, уклонению от уплаты налогов и сборов.
Наличие цены ниже 80 рублей должно стать достаточно серьезным поводом для Заказчика услуг охраны, чтобы отказаться сотрудничать с компанией - демпинганером. Главная задача охранной компании – обеспечение безопасности. Не стоит устраивать гонки с дешевизной.
Низкая цена - это всего-навсего показатель жесткой экономии без вклада средств в развитие и подготовку охранников: не закупается необходимое оборудование и оснащение, выплачивается мизерная заработная плата, следовательно, отсутствует квалификация у персонала. Игры с очень низкими ценами - это экономия охранной фирмы на Вашей безопасности.
В мировой экономической практике принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов и установления специальных пошлин. В России нет органа, способного влиять на недобросовестную конкуренцию. Лицензия на охранную деятельность выдается Министерством внутренних дел России. МВД практически единственная организация, контролирующая работу охранных компаний. Однако перенасыщение рынка не позволяет проводить проверку деятельности всей системы полноценно. Полномочия контролирующего органа не дают ему возможность оценивать адекватность цены, даже если она явно занижена. Такова реальность нашего времени.
Данным вопросом, в первую очередь, обеспокоены предприятия - лидеры охранной отрасли. Для компаний, которые дорожат своим именем и престижем охранного бизнеса, недопустимо переходить в позицию «ожидания» если активизируется демпинг, который в любом случае потянет за собой большую часть рынка.
Несмотря на бушующую состязательность, охранные предприятия Екатеринбурга должны коллективизировать свои силы на борьбу с демперами. Для таких «игроков» кодекса порядочности не существует. Единственное, что входит в круг их интересов – нажива мгновенная и крупная. Причем угроза оказаться разовой и вместе с тем последней - мало волнует бизнесменов, которые сегодня тут, а завтра там.
Ситуация, которая складывается при подписании подобных договоров, для клиента весьма плачевна. Ведь такие охранные предприятияне в состоянии должным образом выполнить свои обещания.
По иронии судьбы заказчик может неоднократно попадать в ловушку к горе-охранным предприятиям. Такие нелепые совпадения способны выбить из колеи и привести к полному разочарованию в отдельной сфере услуг. Потеря доверия к нескольким исполнителям - в обязательном порядке ставит под сомнение репутацию ВСЕГО рынка и отдельных компаний, зарабатывавших годами свое честное имя.
Вернуть репутацию – задача не из легких! Абсолютному большинству компаний для этого приходится «из шкуры вон лезть», маневрируя всеми возможными резервами, вплоть до полного истощения.
Цена репутации дороже денег. Это бесценный капитал фирмы, потеря которого означает крах карьеры предпринимателя. Но, к сожалению, далеко не все осознают возможность такой развязки.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ЧАСА ОХРАНЫ
( по мониторингу среднемесячной оплаты труда лицензированного охранника за 2011г.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ЭКОНОМИКА И ВЛАСТЬ // ДЕЛОВОЙ ЭКСПРЕСС // Архив
20.12.2011
Кабинет министров Свердловской области установил величину прожиточного минимума на I квартал 2012 года.
Он составит 6 тыс. 513 рублей в месяц.
Прогнозный уровень средней зарплаты по Свердловской области на 2012 год – 27 тыс. 110 рублей.